Полное наименование школы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Краткое наименование школы: МБОУ СОШ № 4
Полное наименование школы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Краткое наименование школы: МБОУ СОШ № 4
МБОУ СОШ № 4 оказывает услуги по реализации образовательных программ начального общего (4 года), основного общего (5 лет) и среднего образования (2 года).
Школа осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности)
1 Сентября – День рождения одной из лучших школ России – средней школы № 4.
Свою историю наша школа начинает с 1 сентября 1966 года. В том учебном году, 1966-1967, вошло в строй красивое трёхэтажое здание на 870 учащихся по улице Правды, 58. Строили её рабочие ПМК-229, которым тогда руководил Ролдугин Н.Ф.
В начале своей истории в школе работали 33 учителя. Приказом по школе № 23 от 27.09. 1966 года в штат было принято основное количество учителей.Среди них были как опытные педагоги, так и совсем молодые.
1 сентября 1966 года в первый класс пришло 132 первоклассника, было сформировано 3 первых класса и 2 десятых класса, в которых обучалось 50 юношей и девушек. Среди них первые медалисты школы: Булгакова Нина (золотая медаль) и Грызлова Тамара (серебряная медаль). Всего за парты село 927 учащихся. Это была самая большая школа Грязинского района, в которой обучение велось по кабинетной системе. Первым директором был Михайлов Валентин Тимофеевич, два года стоял он во главе нового коллектива. Его сменил Юшков Владимир Данилович, прошедший войну, которого между собой почтительно называли «наш Данилыч». Он был одинаково требователен и справедлив как к учителю, так и к ученику. Именно под его руководством школа приобрела свой авторитет, поднялась на высокий уровень одного из лучших учебных заведений города и области.
Следующим директором была Макова Зоя Ивановна. Строгая, степенная, она никогда не повышала голоса, но её распоряжения исполнялись точно и в срок, потому что не сделать - просто стыдно. И на уроках у неё атмосфера была рабочая и деловая.
Сменил её на посту Толоконников Василий Григорьевич. Бравый офицер морской службы начал с того, что отремонтировал отопление и объявил среди старшеклассников смотр-конкурс на лучшее благоустройство прилегающей территории.
Этапом в жизни школы были годы, когда директорствовал Рябов Александр Семёнович. Выпускник Тамбовского пединститута, он пришёл в школу как учитель начальных классов, был организатором внеклассной работы и 12 лет руководил школой. Это время творческих поисков для всего коллектива: районные и областные семинары, научно-практические конференции, создание психолого-педагогической службы и, наконец, эксперимент по проблеме «Дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания», результатом которого явилось повышение познавательной активности учащихся, качества их знаний, уровня реальных учебных возможностей каждого ребёнка.
В 1996 году школу возглавила Матыцина Надежда Казьминична. Многие помнят её как секретаря комсомольской организации, завуча по воспитательной работе. Это директор, который взял на вооружение всё лучшее из опыта коллег-предшественников, не утратив ни одной рождённой в школе 30-40 лет назад традиции. Президентский грант- ещё одно подтверждение тому, что 4-ая средняя - одна из лучших!
С 2013 по 2014 год обязанности директора исполняла Тимофеева Елена Серафимовна,заместитель директора по учебной работе, которая успешно применила свой многолетний опыт в построении учебно-воспитательного процесса в школе.
С 2014 по 2015 год образовательным учреждением руководила Васильева Алла Юрьевна. Именно с ее приходом школа изменилась внешне: произведен современный ремонт внутренних помещений, завезена новая мебель в кабинеты, обновлено производственное оборудование в столовой, создан прекрасный актовый зал. С 2014-2015 учебного года школа является безусловным лидером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, победителем областной военно-спортивной игры «Вперед, мальчишки!»
С августа 2015 года школу возглавила Брезицкая Оксана Васильевна, которая стала достойным преемником своих коллег. Школа на сегодняшний день - одно из лучших учреждений района; победитель областной военно-спортивной игры «Патриот», победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Олимпиада начинается в школе», победитель областного конкурса «Президентские спортивные игры». За эти годы школа укрепила лидирующие позиции лучшего образовательного учреждения района, успешно реализовывая мероприятия управленческого проекта «Школа № 4 – территория успеха», который представляет собой последовательный план действий, рассчитанный на 10 лет. Проект стартовал в 2016 году, его воплощение продолжается и в данный момент. Проект включает ряд направлений: создание комфортной образовательной среды, развитие детских и детско-взрослых сообществ; современные форматы развития и поддержки талантов школьников; поддержка общественных и ученических инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества; профессиональное развитие педагогов, профориентация обучающихся. В школе проведен капитальный ремонт, обустроено образовательное пространство как внутри школы, так и на прилегающей территории. Произведена замена кровли, сделан вентилируемый фасад здания, площадка для сдачи нормативов ГТО, полоса препятствий, беговые дорожки, тренажерная площадка, многофункциональная площадка; благоустроена прилегающая территория, установлен кованый забор. Неизменно большое колическтво побед в творческих конкурсах и олимпиадах – Все это наша, четвертая школа.
Основной отличительной чертой нашей школы является прежде всего высокое качество обучения. В немалой степени оно определяется профессиональным уровнем педагогических кадров. За всю историю школы 4 учителя удостоены звания «Заслуженный учитель школ РФ» - это Кунакова К. А., Макова З. И., Волкова В. И., Афанасьева Т. И. Звание «Отличник народного образования» имели в разные годы: Толоконников В.Г, Селезнёва Т.М., Глотова М.В., Коршунова Р.П., Афанасьева М.И., Куршева В.А., Лебедева Л.А., Смольянинова Р.В., Ларкина А.В., Буркова Л.И., Коробова М.Н., Шкатова Г.В., Тимофеева В.Н., Пряхина Л.А. и другие достойные педагоги.
Звания «Почётный работник школ РФ» были удостоены: Амвросова И.В., Балмочных Н.Н., Зенина Т.П., Комарова В.М. Учитель математики Попова Н.П., учитель химии Филиппова Н.С., учитель физики Родионов Н.П. имели грант Сороса; учителя начальных классов Михайлова Т.Т. и Размолодина В.Е. были награждены премией К. Москаленко.
В школе всегда на высоком уровне находилась учебно-методическая работа. Ни один учитель при такой организации процесса не оставался в стороне: предметные декады, открытые уроки, семинары, обмен опытом. В течение многих лет педагоги школы являются лауреатами зонального и областного конкурса «Учитель года»: Волков В.Г., Фокина Е.И., Духанов М.М. – лауреат всероссийского конкурса, Золотухина Е.А., Тимашова А.Ю., Мещерякова О.А., Осипова С.Г., Новикова Е.Н., Орешкина О.В, Рыбина Н.В, Андрюшина Ю.В., Дударева О.М., Данилова К.В., Тарасова Ж,В. В 2023 году директор школы, Брезицкая О.В., стала призером регионального конкурса «Директор года Липецкой области».
Каждое поколение учителей всегда находилось в авангарде учебно-методических новинок. В разные годы педагогами-экспериментаторами были: 60-70-ые годы – это Кунакова К.А., Подлипалина Е.Т., Прокофьева Т.П., Калягин В.П., Суханова В.Г., Белолапатко М.В., Глотова М.В., Упатов Ю.С., Афанасьева М.И., которые внедряют в практику Липецкий опыт, активно используют на уроках технические средства обучения.
80-ые годы – применяются методики педагогов-новаторов Шаталова, Меженко, Ильина. Их наработки становятся отличительной чертой в работе таких учителей, как Бодакина И.Р., Комарова Е.С., Родионов Н.П., Куршева В.А., Тимофеева В.Н., Шкатова Г.В., Родионова А.Г., Пряхина Л.А., Афанасьева Т.И., Коршунова Р.П., Топоркова А.А..Обобщается передовой опыт учителей - новаторов – Маковой З.И., Селезнёвой Т.И., Кукиной Т.И., Поповой Н.П., Афанасьевой М.И., Агафоновой Н.С. Одними из первых наши учителя начальных классов применили программу развивающего обучения под редакцией Занкова (Михайлова Т.Т., Родионова Т.С.), перешли на обучение с шести лет (Шавырина Г.М.,Клёпова Л.М.). В 1982 году школа становится победителемсоциалистического соревнования, посвящённого 60-летию образования СССР и получает переходящее Красное Знамя.
Учителем музыки Коробовой М.Н. были созданы хоровые коллективы – младшая группа и старшая около 170 учащихся, детский фольклорный ансамбль «Прядица», при содействии школы искусств, был создан оркестр народных инструментов, шефы - культиваторный завод подарили комплект струнного оркестра. Творческим соратником была талантливый учитель изобразительного искусства Агафонова Н.С., которая рисовала прекрасные декорации. В течение 70-80 годов школа постоянно была победителем районного смотра художественной самодеятельности и представляла район на областном смотре. Знали на грязинской земле и на сценических площадках города творческий фольклорный коллектив наших педагогов, его художественных руководителей учителей музыки Коробову М.Н. и немецкого языка Буркову Л.И. В 1973 году Коробова М.Н. одна из первых в районе стала внедрять экспериментальную методику преподавания музыки Д. Кабалевского.
В 90-е годы система образования переживала трудные времена с огромным количеством учебников и программ. Лучшие из них были апробированы математиками Л.А. Пряхиной, Н.П. Поповой, Е.Н. Новиковой, Н.П. Леньшиной; филологами О.Н. Азариной, О.В. Кондрашиной, И.А Филипповой, Т.П. Зениной, О.М. Дударевой, Е.И. Фокиной, Т.Т. Ненаховой. В постоянном творческом поиске находятся педагоги Н.С. Филиппова, М.В. Батищева, Л.С. Хрипунова, Ю.В. Андрюшина. Новые учебники, рабочие тетради внедряют учителя иностранного языка Г.В. Шкатова, И.В. Амвросова, Р.К. Казакова, Л.А. Труфанова, Е.А. Пестрецова. Непростым был период для учителей истории и обществознания З.К. Костеревой, Н.Н. Балмочных, Е.С. Тимофеевой, О.В. Точилиной, Е.А. Рыбиной, А.А. Мурафы, так как учебный материал был нестабильным. Происходило переосмысление всего исторического пути нашей Родины, но они делали свои уроки живыми и интересными, идущими в ногу со временем. Такие учителя, как Точилина О.В. , Ларичева О. А. , Рыбина Е.А. в течение многих лет отправлялись в областную археологическую экспедицию «Агора».
Стремление к новому, творческий подход к работе зависит, конечно, от личности учителя, но в немалой степени и от хорошо организованной учебно-методической деятельности, которую у нас в школе возглавляют зам. директора по учебной работе. Первыми были Романова Раиса Ивановна и Бугаков Василий Михайлович. Много лет с вопросами мы обращались к Волковой Валентине Ильиничне и Костеревой Зинаиде Кузьминичне. Профессионализм высокого уровня отмечают все, кому довелось работать с ними. Компетентность, эрудиция, умение быстро и действенно решать текущие вопросы, да и просто женское обаяние отличали Амвросову Инну Викторовну и Зенину Татьяну Петровну. Дополняла этот состав пунктуальная, объективная и всё понимающая Ненахова Татьяна Тимофеевна. Педсоветы по самым актуальным вопросам в нетрадиционной форме, научно-практические конференции и семинары, реализация педагогических и методических проблем, последняя из которых – «Сохранение и укрепление здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе», - это лишь малый перечень работы наших руководителей.
Школа имеет общеобразовательный статус, при этом обучение идёт по направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, социально-гуманитарное, кадетский класс, действующий с 2003 года. Учебный план скорректирован для углублённого изучения отдельных предметов. На промежуточной и итоговой аттестации ученики профильных классов стабильно показывают результаты выше, чем в общеобразовательных. Качество обучения подтверждают результаты выпускных экзаменов, ЕГЭ, вступительных испытаний – наши выпускники проходят их успешно. Большой процент выпускников поступает в вузы, становятся студентами МГУ, МГТУ имени Баумана, МГИМО, МАИ, института народного хозяйства имени Плеханова, высших учебных заведений Воронежа, Курска, Томска, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Так что мы вправе гордиться нашими выпускниками.
Но школа – это не только уроки и домашние задания. Это ещё внеклассная работа, которую в разные годы организовывали и направляли Тимофеева Елена Серафимовна, Фокина Екатерина Ивановна, Боровских Ольга Валерьевна, Болдышева Светлана Яковлевна. Воспитательная миссия школы – становление выпускника как личности творческой, активной, способной к постоянному саморазвитию.
С первых лет работы школа прославилась своими детскими общественными объединениями. Наша комсомольская организация была одной из самых многочисленных в городе. Её возглавляли в разное время Храпова Н.С., Костерев Н.К., Кучин О.А., Санеева Т.А., Ремизова Г.Л., Дергунова Е.И., Скребо Е.В. Пионерская дружина носила имя первого лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина. Во главе пионерского движения находились увлеченные вожатые: Бирюкова Л.С., Сорока Е., Овчинникова Н., Иванникова Е.С., Буркова Е.А., Мязина А.Д., Дударева О.М., Варшинова Е.В., Бакалова М.В. Но запоминаются всегда первые – Романовская Т.С. и Шишканова Л.С. Маленькая пионерская комната на 2-ом этаже никогда не пустовала. А юные в те годы Люба и Тамара всегда в гуще событий: у октябрят или в пионерском отряде, на новогодней ёлке или на школьной территории. А какие сборы дружины проводили эти вожатые!
За годы существования в школе сформирован календарь традиционных творческих дел. Это День самоуправления и празднование Дня Учителя, выборы парламента и Президента школы (наша Модель Ученического Самоуправления получила 1 место в области и второе – в России), это фестиваль театрализованных миниатюр, конкурс художественной самодеятельности, дни Здоровья раз в четверть. А наши линейки к 1 Сентября, дню Последнего звонка и к выпускному балу становятся событием для всего микрорайона.
Для школы традиционны победы в спортивных соревнованиях города, района и области (заслуга учителей физкультуры Кондрашина Д.Н., Матыцина К.В., Сушковой О.Н., Козловой Л.Д. и учителей ОБЖ ПолянскихА.М., Цуканова А.С.). Крепка связь с Липецким драматическим театром, которую много лет подряд вдохновенно помогала нам поддерживать Шкатова Г.В. Ежегодно учащиеся и педагоги выезжают на экскурсии по памятным местам района, области, России. В районе и области известны наши танцевальные коллективы: «СТЭП» (руководитель Болдышева С.Я., выпускница этой школы) и «Ассорти» (руководитель Коротчик Е.В., выпускница этой школы).
Большую роль в работе педколлектива играла социально-психологическая служба. Детям всегда оказывали помощь психолог и социальные педагоги.
Большую роль в становлении нового демократического самоуправления школы сыграла Тимофеева Е.С. - зам. директора по воспитательной работе. В 1998 году в школе прошли выборы президента школы и школьного парламента, которые призваны были активизировать самостоятельную деятельность старшеклассников, но потом в эту деятельность включились и все учащиеся. Это были истинно демократические выборы, со всеми атрибутами избирательной кампании: избирательный участок, бюллетень, урна, кабины для тайного голосования. Была создана избирательная комиссияи в школе был избран первый Президент школы – Власов Алексей, учащийся 11Б класса, выпускник 1999 года и школьный Парламент в количестве 15 человек. Первый школьный Парламент закладывал основы школьного самоуправления, участие учащихся в законотворческой деятельности школы.
Впервые в 1999 году школьным Парламентом в День учителя был проведен День самоуправления - День дублера. Такой день стал доброй традицией и по настоящее время.
С возрождением в школе пионерской организации школьный Парламент взял под свое шефство учащихся младшего и среднего возраста.
Школа и сейчас, в 2023 году, живет своей жизнью, опираясь на традиции, заложенные 57 лет назад.
Сердцем нашей школы является центр Детских инициатив, который объединил лучшие детские практики: Волонтерский отряд «Мы вместе», Совет обучающихся, Совет активистов и лидеров РДШ, спортивный клуб «Быстрее. Выше. Сильнее», движение младших школьников - «Орлята России».
Моя же главная задача, как руководителя школы, – показать детям, что инициатива в их руках, что они могут организовать не только свой досуг, но и «заразить» благой идеей тех, кто рядом.
Деятельность нашего центра многогранна.
Школьный музей «Истоки». Работает уже 7 лет, знакомит со страницами истории, традициями, инновациями нашего учреждения.
Кадетский клуб «Витязь». В этом учебном году ему уже 20 лет.
Студии эстрадного танца «СТЭП» в 2017 году присвоено звание «Образцового детского коллектива», в 2022 году – «СТЭП» повторно подтвердил это высокое звание.
Детскую актерскую студию «Театральная Шкатулка» мы открыли в 2016 году. Нашей «Театральной шкатулке» так же присвоено звание «Образцового детского коллектива» в 2022 году.
В школе уже 23 года реализуется программа « Одаренные дети», в которую входит научно- исследовательское общество школьников.
Немаловажным является и профориентационная работа с обучающимися.
Благодаря сотрудничеству с ЛГПУ имени ПП Семенова-Тян-Шанского с 2019 года в школе два педагогических класса. За три выпуска- 30 выпускников стали студентами вуза.
В школе уже три года успешно работает Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», реализуется всероссийская программа «Персонализированная модель образования». Так же мы являемся одной из базовых школ ИРО Липецкой области федеральной инновационной площадки «Формирующая образовательная среда", открыт центр поддержки одаренных детей «Стратегия».
В школе современное образовательное пространство, которое выстраивалось по следующим направлениям: эстетика, безопасность, трансформируемость и многофункциональность, содержательность образовательного процесса.
В школе продумана Топонимика, организованы зоны для спокойного отдыха, предусмотрены места для выставок творческих работ учащихся и педагогов, для активных подвижных игр.
Благодаря современным учебным кабинетам, двум спортивным залам, хореографическому, фитнес-залу и актовому залу учебное пространство легко трансформируется в помещения для внеурочных или дополнительных занятий.
В 2022 году еще одна наша мечта о современном облике пространства как внутри школы, так и вокруг нее, сбылась благодаря поддержке губернатора Липецкой области Игоря Георгиевича Артамонова и главы Грязинского района Владимира Тимофеевича Рощупкина. Вентилируемый фасад здания, зоны отдыха, современное образовательное пространство вокруг школы – все это дало безграничные инструменты для целенаправленной социализации личности как детей, так и взрослых.
И мы с коллегами готовы работать для достижения этих целей в творческом поисковом режиме, взяв себе за правило «Будущее зависит от того, что ты делаешь сегодня».
Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-фз от 29.12.2012 устанавливает две формы получения образования:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (школа);
- вне таких организаций;
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Основная форма обучения в МБОУ СОШ № 4:
Программа развития МБОУ СОШ № 4.
Цель программы: создание условий для комплексного развития образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития.
Задачи программы:
1. Повышение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики района, современным потребностям населения района.
2. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.
3. Создание необходимых условий отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
4. Обеспечение реализации подпрограмм и основных мероприятий программы «Программа развития на 2021-2025 годы» в соответствии с установленными сроками и этапами.
5. Эффективное функционирование системы поиска и создание условий для самореализации, поддержки и развития способности одаренных детей.
6. Определение основ взаимоотношений и нравственных принципов поведения для всех участников образовательных отношений.
7. Установление основ регламентации поведения участников образовательных отношений в сложных этических ситуациях.
8. Обеспечение осознания участниками образовательных отношений их персональной ответственности за исполнение своих обязанностей и роли в реализации миссии образовательного учреждения.
Сроки и этапы реализации программы: Программа реализуется в период с 2021 по 2025 год.
Конечные результаты программы
1. Рост доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей - 100% в 2025 году.
2. Удельный вес численности обучающихся по дополнительным образовательным программам, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по дополнительным образовательным программам - 100% в 2025 году.
3. Увеличение доли педагогических работников, повысивших квалификацию, от общего числа педагогических работников, до - 100% в 2025 году.
4. Уровень ежегодного достижения показателей программы и ее подпрограмм - 95% в 2025 году.
5. Доля детей, охваченных системой отдыха и оздоровления детей в каникулярное время - 70% к 2025 году.
6. Увеличение числа победителей и призеров всероссийских конкурсов, конференций, проведенных в рамках подпрограммы
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике